Искусствоведческий анализ творчества Ольги Муравиной
Творчество Ольги Муравиной вызывает позитивную реакцию у огромного количества людей. Многие люди сразу считывают тот главный посыл любви и нежности, который заложен в её скульптурах. Люди пишут настолько эмоциональные, глубокие, и красивые комментарии и отзывы, что возникает ощущение необъятной волны ответного добра. И казалось бы, что тут добавить. Но всё же я хочу проанализировать её творчество как феномен и связать его с контекстом времени и изобразительного искусства как такового.
Оглядываясь на историю искусств, можно уверенно сказать, что работы Ольги Муравиной беспрецедентны и не похожи ни на что, что было раньше. Они наделены уникальной комбинацией качеств, которые, пожалуй, никогда ранее не объединялись в одном произведении, тем более, если говорить о столь редком и специфическом жанре как скульптура. При этом всё творчество Ольги Муравиной контекстуально и пронизано преемственными связями. Оно буквально соткано из нитей культурного наследия разных эпох. Глядя на любое ее произведение можно считать многочисленные вехи истории развития изобразительного искусства. Звучит интригующе, так давайте уже перейдём от общих слов к конкретному анализу.
Начнём с самых древних истоков, когда зародилось изобразительное искусство и скульптура. Архаика, будь то эпоха палеолита, или артефакты древних цивилизаций, или этническое искусство, продолжающее жить до наших дней, всех их связывает схожесть метода передачи образа. Это лаконичные, брутальные формы, внешне сдержанные и статичные, но заряженные внутренней экспрессией. Чистота и первичность образа, условность и отсутствие лишних деталей. Гротескная выразительность, знаковость и ясность пластической идеи. Модернизм двадцатого века стремился вернуться к этим качествам принося в жертву накопленный опыт высокого реализма. Не трудно увидеть многие из этих качеств в работах Ольги Муравиной. Они цельные, как будто камушки и в них присутствует, то что я называю мегаформой. В них нет избыточной динамики, они статичны, как будто застыли в вечности, и при этом в них чувствуется внутренняя энергия подобно сжатой пружины. Простота, энергетика, выразительность, но при всём восхищении от первобытной скульптуры можно заметить одну особенность, она как правило не тактильная. Тут стоит пояснить, например, в мире есть бесконечное множество камней и многие поражают своей затейливой формой, а другие, с виду простые, но их хочется взять в руки и не отпускать. Или если они очень большие, то к ним, непременно хочется прикоснуться чтобы ощутить их в полной мере, их форму, их силу и энергию. Так вот скульптуры Ольги очень тактильные и трогательные как в переносном, так и в прямом смысле слова и это на мой взгляд очень важное, ценное и достаточно редкое качество скульптуры. Если говорить о стилизации, которая присутствует в ее произведениях, то она, не смотря на узнаваемость в каждом случае индивидуальна. То есть это не столько стилистический приём, сколько авторский исследовательский метод. Многие работы упрощены до состояния младенческих игрушек, но в этой стилизации есть особый смысл. Они дешифрованы, адаптированы под взрослое восприятие таким образом, что мы видим их младенческими глазами, как будто они живые, одушевлённые, и вызывающие искреннюю и чувственную эмпатию. Стоит обратить внимание и на саму технику лепки. У скульптур живая трепетная пластика, мягкие детали едва уловимые нюансы, интуитивная, пульсирующая форма. В этом заслуга реалистической школы, насмотренность и натренированность, тот уровень, когда руки сами помнят и знают, как устроена та или иная форма. Безусловно академическое образование оставляет свой след, это определённый кодекс верности тем ценностям и профессиональным задачам и высокой планке мастерства, заданной художниками античности и возрождения. И если в случае с творчеством Ольги Муравиной произошёл сознательный уход от классического реализма в сторону упрощения и стилизации, в авторские поиски и эксперименты, то этот уход никак не снизил, уровень требовательности и уровень сложности творческих задач, а даже напротив, но они перешли в иную, интуитивно-чувственную плоскость. Как с помощью куска глины передать трепещущую жизнь и как наполнить форму душой и чувствами. Её образы наделены той глубиной психологизма, который сравним с выдающимися произведениями раннего возрождения. В ликах детей и даже зверей присутствует драматургичность одушевлённость и даже одухотворённость как у каких-нибудь библейских персонажей.
В ее работах слились и реализм, и примитивизм, и внутренний экспрессионизм, и импрессионизм. Но главное всё же не это, а то что она своим творчеством открывает новые пути развития, закладывая глубинный фундамент новых направлений в искусстве. Тут важно одно примечание. Есть огромная разница между образованным и необразованным художником. Даже если бы они сделали примерно идентичные вещи, например, скатали шар. Один это сделал спонтанно и случайно, другой пришел к этому сознательно. То есть его знания и умения привели его к такому решению, осознанному выбору. В этом шаге есть эволюционность, как последовательное продолжение летописи всемирной истории искусства. Если вспомнить, то революционеры в искусстве, родоначальники авангарда были очень образованные люди. В этом был их протест или переосмысление тех ценностей, которые они прекрасно себе представляли. Другое дело, что далеко не все эксперименты и новые направления имели продолжение и перспективы. Очень часто они оказывались тупиковыми. Творчество Ольги не очевидно радикальное или революционное, но в нём кроется ряд глобальных новаторских подвижек. Здесь можно выделить как минимум две принципиально новые парадигмы. Разумеется, если бы не мой пристрастный анализ, то их бы обнаружили много лет спустя или вовсе не увидели. Но я готов открыть их вам прямо сейчас. Первое и, пожалуй, самое главное это идеология. Увы мы почти не знаем художников, несущих ясную и жизнеутверждающую идеологию в столь глубинном смысле этого слова. Я причисляю её творчество к достойному образцу искусства метаренессанса. Это общее определение, которому есть отдельное описание, но оно гипотетически, состоит из многообразия художественный проявлений разнообразных личностей и каждое со своим индивидуальным лицом. Так вот специфика искусства Ольги Муравиной заключается во внутренней иммерсивности. Оно является инспиратором и катализатором процесса обнаружения и пробуждения той значительной части внутреннего континуума, которая никак не осознана и не обозначена в модели личной самоидентификации. И что важно это обнаружение благотворно как для отдельной личности, так и мироустройства в целом. Речь идёт о внутреннем ребёнке, той первосущности, которая является основой каждой личности. И важно то, что речь идёт не о выявлении проблематики, а о продуктивной арт-терапии, открытии в себе чего-то очень важного и ценного.
Ну и второе, тоже не маловажное, это наглядный прецедент высвобождения женского начала. Женщина в искусстве — это отдельная тема. В скульптуре это еще сложнее. Об этом стоит написать отдельную статью. Ольга смогла освободиться от шаблона, какое должно быть искусство, и начать делать лишь то, что ей шепчет ее внутренний голос. Женское искусство в том чистом виде, когда женщина свободно выражает свою женскую сущность, не ролевую компиляцию, а то природное чувство, ту энергию и мироощущение, которое отличает ее по сути. А разница между мужским и женским огромна. И принципиальным обстоятельством стало то, что мужская природа в принципе более склонна к экспансивности и потребности самовыражения. Хотя на мой личный взгляд женское начало в искусстве имеет ряд бесценных качеств, которые лично для меня интереснее и ценнее. Проблема в том, что как правило женщина закомплексована в искусстве. Её подавляют шаблоны и авторитеты. Она пытается создавать мужское искусство, и разумеется ей это сложнее и неестественнее, и даже более того, это разрушает её. Так что же такое женское искусство. Пожалуй, отвечу тезисно, так как это тема для целой книги. Женское начало это энергия земли. Оно консервативно, но в нём хранится вся мудрость нашего мира, умиротворяющая и стабилизирующая. И, пожалуй, только женщина способна создать столь искреннее, естественное, интуитивное и чувственное произведение, если она сможет найти в себе силы быть самой собой.
Ну что ж, теперь, когда я приоткрыл вам лишь небольшую часть скрытого смысла творчества Ольги Муравиной, можно расслабиться, умилиться глядя на этих забавных, неуклюжих, задумчивых или растерянных, комичных и драматичных созданий, улыбнуться и испытать чувство нежности и тепла, и просто порадоваться, что они есть, что они излучают тепло и делают наш мир добрее.
Сергей Соболев арт-критик, арт-теоретик, руководитель ЦССД Метаобъект